Около десяти человек умерли в Минске от пневмонии, ставшей осложнением гриппа A(H1N1). Об этом «Белорусским новостям» заявил авторитетный источник из медицинских кругов. Беларусь, по его словам, становится полигоном для испытания вируса…
В распоряжении «Белорусских новостей» попало врачебное донесение о том, что причиной смерти двух людей 27 и 36 лет (умерли в один день) явилась пневмония. Однако в образцах тканей умерших «выявлено РНК гриппа A(H1N1) swine».
История смерти мужчины 27 лет такова. Первоначально он с высокой температурой обратился в районную поликлинику, лечился дома, но через несколько дней оказался в 6-й больнице, где и умер 26 октября.
Вообще, по словам нашего источника (будем называть его доктор N), в Беларуси от гриппа A(H1N1) умирают в основном молодые люди.
Сложность в том, что заключение о смерти является только первым шагом в доказательстве смерти от вируса и, как подчеркнул наш собеседник, дает возможность чиновникам бездействовать, заявлять о смешанной инфекции и так далее. Для утверждения, что смерть наступила именно от гриппа A(H1N1), нужен патологоанатомический диагноз, гистологические исследования, которые и способны доказать, что природа пневмонии связана с вирусом A(H1N1). Чиновники от медицины могут утверждать, что грипп является фоновым диагнозом, а не первопричиной осложнений, и будут формально правы.
Протоколы по заключительному диагнозу, по сведениям «Белорусских новостей», будут готовы через две недели.
Пока доктор N. владеет информацией примерно о десяти вирусологически подтвержденных случаях смерти в результате гриппа A(H1N1). Он утверждает: «Пневмония, о которой идет речь, является осложнением гриппа A(H1N1), не бактериальной, а связанной с поражением сосудов. Говоря простым языком, больной человек захлебывается, не может дышать. Его отправляют на искусственную вентиляцию легких, но он умирает. Развивается заболевание за три-четыре дня».
Источник «Белорусских новостей» констатирует резкий рост заболеваемости пневмонией в Беларуси и Минске. Он утверждает, что в настоящее время смертность от этого заболевания значительно превышает обычные показатели для такого времени года. В реанимациях — огромное количество больных с пневмонией. Все ли они обследуются на вирус A(H1N1), он сказать не может.
Официального подтверждения слов доктора N. у нас нет. По некоторым данным, врачам запрещено предоставлять какие бы то ни было сведения о текущей ситуации по вирусу A(H1N1). На запрос информационной компании БелаПАН в Министерство здравоохранения до сих пор нет ответа. На пресс-конференциях же представители министерства отрицают случаи смерти в результате развития этого вируса либо отказываются от комментариев. Все это — чтобы избежать паники среди населения. Чиновникам невдомек, что правду утаивать долго невозможно, она все равно просочится и, многократно умноженная людской молвой, посеет еще большую панику.
Так, начальник отдела первичной медицинской помощи Министерства здравоохранения Людмила Жилевич заявила 3 ноября, что смертность от вирусных инфекций в Беларуси не превышает уровень прошлого года. Она отказалась комментировать информацию о том, что на начало ноября в Беларуси от вирусных инфекций умерли 39 человек, в том числе 9 — в Минске. Л.Жилевич утверждает, что тяжесть течения вирусных заболеваний уменьшается, снижается количество больных, требующих интенсивной терапии.
Доктор N. на этот счет говорит: «Чиновники боятся паники. Знаете историю о корове, которая утонула в пруду, где средняя глубина 50 сантиметров? Тонула она, понятно, там, где вода была более двух метров. Манипулировать цифрами можно сколько угодно».
Поскольку донесение, копией которого располагает наша редакция, направлено 28 октября в числе прочих и главному государственному санитарному врачу Беларуси Валентине Качан, доктор N. считает, что она владеет информацией.
Между тем Валентина Качан в ток-шоу «Выбор» телеканала ОНТ 2 ноября пообещала не скрывать информацию в случае смерти кого-либо от «конкретного гриппа». «Я просто хочу заверить, что, когда мы будем убеждены на 100%, что у нас данный конкретный человек умер от именно этого конкретного гриппа, я знаю, что мы в обязательном порядке сразу это зафиксируем и представим средствам массовой информации», — заявила Качан.
По словам Качан, ее «несколько смущает этот подход, когда люди, наверное, оценивая эту ситуацию, где-то сомневаются в том, что данные, которые сегодня представляет Министерство здравоохранения, достоверны».
Наш информатор бьет тревогу: в Беларуси до сих пор не введены противоэпидемические мероприятия, а власти скрывают истинное положение вещей. По его мнению, недостаточно просто продлить каникулы в школах, необходимо остановить занятия в вузах, ссузах, профтехучилищах.
«Грипп очень токсичен, быстро распространяется, а лечить его в нашей стране практически нечем», — говорит доктор N. По его информации, в Беларуси не хватает медикаментов для лечения сезонного и свиного гриппа, защитных масок. Наблюдается острый дефицит действенного средства «Тамифлю» — несмотря на дороговизну (около 120 тысяч рублей за упаковку), его уже раскупили.
Поведение властей по скрытию истинной ситуации является недальновидным, считает доктор N. В настоящее время ситуация такова, что необходимо не рапортовать, что она под контролем, а принимать экстренные меры.
Он приводит в пример поведение правительства Украины: «Страна обратилась за помощью и получила помощь. Препарат «Тамифлю», который закуплен украинским правительством, уже доставлен в объеме 600 тысяч доз. По медицинским нормам, этого достаточно для того, чтобы обеспечить все регионы Украины и сделать двойной запас».
Беларусь же, подчеркнул доктор, становится полигоном для испытания вируса в естественных условиях, когда профилактика недостаточна, а лечения практически нет: «Обязанность системы здравоохранения заключается в том, чтобы превентивно закупить необходимые медикаменты, спрогнозировать ситуацию повышенного спроса. Необходимо было закупить как минимум достаточное количество защитных повязок. Но оказалось, что наша система бессильна перед эпидемией. При этом транслируется идея о том, что вирус массово присутствует на Украине, в России, но не у нас».
Доктор N. подчеркнул: белорусским медикам просто запрещено давать информацию общественности (этим и объясняется его анонимность). И подтверждает это примерами из своей практики: «Нам твердят о том, что нельзя сеять панику, что значит в понимании чиновников давать правдивую информацию. Нам строго-настрого запрещено контактировать с прессой… В Беларуси стремление к снижению уровня заболеваемости доходит до абсурда и фальсификаций. Вопросы здравоохранения становятся вопросами политическими. Нам выворачивают руки, чтобы мы ставили политкорректные диагнозы. Грипп — еще одно доказательство в этом ряду».