В Швейцарии, в Базеле – городе, где протекала деятельность легендарного врача Парацельса, — состоялась конференция, посвященная гриппу A(H1N1). Обсуждалась стратегия профилактики и лечения в реальных условиях пандемии, сообщает ng.ru.
Осенью, как неоднократно предрекали эксперты Всемирной организации здравоохранения, в Северном полушарии может начаться вторая волна свиного гриппа. К этому времени спешили вооружиться вакциной от него, чтобы прервать пандемию. Вот осень наступила, а вакцину от A(H1N1) ожидают лишь месяца через два-три: на разработку и производство вакцины от нового штамма требуется полгода, если не больше.
Поскольку вторая волна свиного гриппа, как ожидается, будет более агрессивной, стратегия также должна быть более агрессивной. Профилактика – это прежде всего вакцинация. Во многих странах, в том числе в России, приступают к испытанию вакцин. Первые партии вакцин начнут поступать в ноябре, в России, как обещают, в декабре. Однако есть противники массовой вакцинации. В частности, с резкой критикой намеченных во многих странах Европы массовых прививок выступил немецкий врач и издатель медицинского журнала Arznei-Telegramm Вольфганг Беккер-Брюзер. «То, что нам предлагают сделать, можно назвать проведением массового опыта над населением Германии», – заявил он журналу Der Spiegel, аргументируя свое мнение тем, что испытания вакцины на безопасность для здоровья не были проведены в полном объеме, не изучены в достаточной мере побочные явления, которые возникают в одном случае из ста. По его подсчетам, у 250 тыс. человек могут проявиться побочные реакции, которые не были обнаружены в ходе испытаний.
Сейчас в мире зарегистрировано 350 тыс. лабораторно подтвержденных случаев свиного гриппа. Смертельных исходов 3629. До сих пор болезнь протекала в умеренной форме, мало отличаясь от обычного гриппа. Однако Всемирная организация здравоохранения предупреждает о возросшем числе случаев тяжелого течения гриппа H1N1, при которых вирус быстро поражает легкие пациента и вызывает острую дыхательную недостаточность, в том числе у молодых людей без хронических заболеваний. При обычных сезонных эпидемиях гриппа тяжелое течение наблюдается значительно реже. Как сообщается в бюллетене ВОЗ, в некоторых странах число больных, нуждающихся в интенсивной терапии, доходит до 15% от всех госпитализированных по поводу нового гриппа. При таком течении инфекции спасение жизни пациента требует длительной высокоспециализированной и дорогостоящей медицинской помощи.
На конференции в Базеле корреспонденту «НГ» удалось побеседовать с профессором Анандом Кумаром из университета Манитобы, который имел опыт лечения больных гриппом H1N1. За май и июнь он наблюдал 60 таких пациентов, причем как раз с тяжелым течением болезни, потребовавшим интенсивной терапии. В основном это были представители коренной национальности (так в Канаде называют индейцев). Видимо, они не обращали внимания на первые признаки заболевания. Между тем прием в первые двое суток болезни рекомендованного ВОЗ противовирусного препарата осельтамивир (тамифлю) предотвратил бы тяжелое течение гриппа и уменьшил вероятность развития осложнений. Профессор Кумар объяснил механизм действия препарата. На поверхности любых штаммов вирусов гриппа есть специфический фермент – нейраминидаза. Он нужен для того, чтобы вирус, размножившись всего в одной клетке, мог оторваться от нее и заразить своими «потомками» тысячи других клеток в дыхательных путях (из одного вируса образуются тысячи вирусов в одной клетке). При всей изменчивости вирусов гриппа активный центр этого фермента всегда неизменен и постоянен у всех вирусов. Тамифлю – ингибитор нейраминидазы – блокирует этот фермент в активном центре, вирус, размножившись всего в одной клетке, не может из нее выйти и поразить другие клетки дыхательных путей. Далее вирус погибает, новые клетки не поражаются, и больной за один-два дня выздоравливает. Тем, кто контактировал с больным, тоже рекомендуется принимать тамифлю (разумеется, после консультации с врачом). С момента заражения вирусом A(N1H1) до появления первых симптомов заболевания проходит больше времени, чем при обычном гриппе, так что вполне может оказаться, что прием препарата – это не профилактика, а лечение.
Среди групп риска – дети младше одного года, беременные женщины, люди с ожирением, с ослабленным иммунитетом и с тяжелыми сопутствующими заболеваниями. Они должны быть обеспечены препаратами для лечения в первую очередь. Для профилактики же необходима активная и заблаговременная вакцинация, особенно в странах с низким уровнем медицинского обслуживания. Профессор Кумар напоминает, однако, что вирус гриппа может быстро мутировать и не исключается ситуация, что к моменту появления вакцины циркулирующий штамм будет отличаться от вакцинного.