В отличие от многих других инфекционных заболеваний, не существует мер, которые может предпринять человек, чтобы уберечься от заражения гриппом. Известно, что можно сделать, чтобы не заразиться СПИДом, но защиты от гриппа не существует.
Волны гриппа
Грипп (он же инфлюэнца) известен несколько тысячелетий. Описание болезни, симптомы которой крайне напоминают симптомы гриппа, содержатся в работах Гиппократа (он описал эпидемию, произошедшую в 412 году до н.э.). Первую эпидемию гриппа, вероятно, описал римский историк Тит Ливий — она произошла в 212 году до н.э.
В 16 веке знаменитый английский врач Джон Киз (известен также по латинизированному имени Иоганнес Кайус) первым детально описал механизм развития гриппа (он дал ему название «Потливый недуг») и даже предложил метод лечения болезни — отдых, а также запрет любых действий, которые могут привести к потливости. Киз предполагал, что «потливый недуг» поражает человека в результате употребления определенных видов пищи. Историк Майкл Олдстоун, автор масштабного исследования «Вирусы, Чума и История», отмечает, что взгляды Киза не были оригинальными. В Европе грипп был известен давно под названием «итальянская лихорадка»: Италия считалась самой теплой страной Европы, посему температурившие больные считали, что болезнь пришла с Апеннинского полуострова. В 16 веке Европа перенесла, как минимум, две крупные эпидемии гриппа — в 1510 и 1580 годы. Тогда болезнь получила название «инфлюэнца» (influenza di freddo на итальянском означает «влияние холода»). Другое название болезни появилось в 20 веке — «грипп» происходит от английского или французского слова grip/grippe, что означает «хватать», «схватывать». Примерно 3-4 раза в столетие Европа сталкивалась с пандемиями гриппа (например, подобные эпидемии произошли в 1173, 1580, 1675, 1729, 1742, 1781, 1831, 1857, 1874 годы). Грипп лечили так же, как лечили обычные простудные заболевания — больным давали много питья, мед и пытались использовать целебные травы.
Впрочем, ряд исследователей, например, известный историк медицины Райан Бальфур, не склонны считать все перечисленные эпидемии эпидемиями гриппа, поскольку нет фактов, подтверждающих, что болезнь с данными симптомами была вызвана именно вирусами гриппа. Первой «настоящей» эпидемией гриппа они считают эпидемию 1781 года, которая уложила в постель две трети населения Рима и три четверти населения Британских островов. Эпидемия перекинулась на Африку и Америку, где она продолжалась, как минимум, до 1789 года. Впоследствии эпидемии возникали постоянно, с пугающей периодичностью. Тогда грипп лечить не умели, а о причинах этой болезни медики могли лишь только догадываться.
Революция в медицине произошла благодаря исследованиям француза Луи Пастера и немца Роберта Коха, которые обнаружили прямую связь между микроорганизмами и инфекционными заболеваниями. В 1892 году немецкий микробиолог Ричард Пфейфер, пытавшийся проанализировать причины эпидемии гриппа, поразившей Германию в 1890 году, выделил из мокроты больных бактерию, которая получила название Bacillus influenzae (можно перевести, как «гриппозная бацилла»). Два десятилетия после этого бактерия считалась основной причиной гриппа. Неверность этой теории стала ясна лишь в 1918-1919 годах, когда было обнаружено, что Bacillus influenzae выявляется лишь у немногих больных гриппом.
В 1931 году американский ученый Ричард Шоуп, изучая болезни свиней, обнаружил, что в ряде случаев их возбудителем является вирус (впервые вирусы были описаны в 1898 году, а в 1910-е годы было доказано, что вирусы вызывают некоторые болезни у человека). Два года спустя британские ученые Уилсон Смит, Кристофер Эндрюс и Патрик Лэдлоу выделили вирус, вызывающий грипп у человека (получил название Mixovirus influenza — это был вирус гриппа типа «А», ответственный за большинство пандемий, он также поражает животных и птиц). В течение последующих полутора десятилетий были открыты вирусы гриппа типов «B» (Томас Френсис, 1940 год, этот тип вируса поражает только человека и вызывает мягкие формы гриппа) и «C» (Ричард Тэйло, 1947 год, самый неопасный тип вируса). В 1940 году было сделано важное открытие — вирус гриппа может быть культивирован на куриных эмбрионах (это, в частности, позволило провести первые вакцинации в 1946 году). Однако бактериологическая теория была слишком популярна: вирусы долгое время воспринимались как аналоги бактерий, просто особо малого размера. Настроения в научном сообществе изменились лишь во второй половине 1940-х годов — в 1946 и 1947 годы были опубликованы работы, доказавшие, что вирусы сами по себе являются мощными возбудителями болезней, а механизм их действия коренным образом отличается от бактериального.
По оценкам Всемирной Организации Здравоохранения, грипп является причиной смерти 250-500 тыс. человек ежегодно. Экономический ущерб от среднестатистической эпидемии гриппа достигает $80 млрд.
Ужас «испанки»
По сей день все новые эпидемии гриппа принято сравнивать с пандемией «испанки», начавшейся в 1918 году. Это была, вероятно, самая смертоносная пандемия в истории человечества: «испанка» унесла больше жизней, чем наиболее кровопролитный на тот момент военный конфликт — Первая мировая война и все известные человечеству пандемии.
Ныне считается, что от «испанки» скончалось от 20-ти до 100 млн. человек по всему миру. Для сравнения, Первая мировая война унесла жизни примерно 15 млн. человек, эпидемия СПИДа — около 14 млн. За один год «испанка» убила больше людей, чем чума («черная смерть») убивала за столетие в средневековой Европе.
Эпидемия уничтожила 17 млн. индусов (5% населения страны), 550 тыс. американцев, 400 тыс. французов, 260 тыс. японцев, 200 тыс. англичан. Однако есть историки эпидемий, которые называют и большие цифры, в том числе 100 млн. Пит Дэвис, автор книги «Дьявольский Грипп», считает, что переписи населения в начале 20 века были редкостью, а многие регионы планеты, пострадавшие от гриппа, никто не обследовал. Известно, например, что грипп уничтожил 60% эскимосов Северной Америки. В результате этой эпидемии полностью исчезли некоторые племена в Африке, население некоторых городов сократилось на 90%. Население архипелага Фиджи сократилось на 14%, Западного Самоа — на 22%. Вероятно единственным крупным населенным пунктом, в котором гриппом не заболел ни один человек, был город Белем, находящийся на острове в дельте Амазонки. В любом случае, гриппом переболел каждый пятый человек, пандемия уничтожила от 2.5% до 5% населения Земли. Грипп серьезнейшим образом ударил по армиям воевавших государств: к примеру, в США переболело 40% военных моряков и 35% солдат.
Ныне считается, что первый очаг «испанки» возник в США — именно там, скорее всего, произошла мутация вируса, ранее поражавшего только водоплавающую птицу (эту версию в частности отстаивает Джон Бэрри, автор книги «Великая Инфлюэнца»). Однако до сих пор никто точно не знает, почему вирус гриппа стал столь смертоносным (в 1950-е годы начались, а в 2005 году успешно завершились попытки обнаружить вирус «испанки» — для этого производились эксгумации жертв этой эпидемии, захороненных в условиях вечной мерзлоты).
Война и сопутствующие ей факторы — плохое питание и гигиена, скученность и пр.- способствовали распространению болезни. В принципе, войны и эпидемии всегда шли рука об руку. Традиционно от болезней погибало больше военнослужащих, чем от пуль и снарядов противника. Грипп получил название «испанка» благодаря военной цензуре, которая запрещала газетам публиковать информацию об эпидемиях. Подобным образом власти стремились, во-первых, не давать козырей военным противникам, а во-вторых, предотвратить панику. Испания в войне не участвовала, поэтому первыми о бедствии сообщили именно испанские газеты.
Очаги гриппа повторяли карты коммуникаций — они возникали вдоль железных дорог, в портах и т.д. В США были отмечены ситуации, когда грипп долгое время не добирался до отдаленных поселков и ферм. Однако стоило в «медвежьем угле» появится почтальону или полицейскому, эпидемия вспыхивала и там. Известно множество случаев, когда «испанка» уничтожала в первую очередь местных медиков, которые по долгу службы первыми контактировали с больными. В результате целые города оказывались без медицинской помощи. Умерших было трудно хоронить — появились братские могилы, трупы умерших сутками и даже неделями лежали в домах и на улицах, что делало возможным появление иных смертоносных инфекций.
Стремясь справиться с эпидемией, медики и фармацевты спешно разработали десятки вакцин против гриппа — однако ни одна из них не сработала.
«Испанка» протекала по нетипичной для гриппа схеме: в отличие от предыдущих эпидемий, практически у всех заболевших болезнь переходила в воспаление легких. Лечить пневмонию тогда еще не умели, поскольку антибиотики появились в арсенале врачей лишь десятилетия спустя. Медики даже не знали, что большие дозы витамина С способны помочь справиться с недугом. Аспирин был, вероятно, единственным препаратом, который каким-то образом облегчал страдания больных. Однако это было редкое и достаточно дорогое лекарство. Кроме того, аспирин разработала и выпускала только германская компания Bayer, что в условиях мировой войны делало поставки этого препарата странам — противникам Германии делом практически невозможным.
Вообще «испанка» породила множество слухов. Газеты писали о германских шпионах и военных кораблях, которые доставляли ампулы с ядом на территории иных стран и отравляли колодцы. В распространении эпидемии обвиняли большевиков и анархистов. Чтобы не заразиться, рекомендовалось носить бриллиантовые колье, поскольку возбудитель болезни не выносит присутствия алмазов. Курение тоже считалось способом избежать гриппа. Предлагались и более экзотические методы борьбы с эпидемией, например, специальные обряды вуду и сушеные куриные желудки.
Ныне считается, что многие вирусы, вызывавшие крупные эпидемии гриппа в 20 веке, являются прямыми потомками вируса «испанки».
После «испанки», мир столкнулся еще с рядом серьезных пандемий гриппа. В 1957-1958 годах свирепствовал «азиатский грипп». Впервые он проявился в Китае в феврале, через полгода эпидемия охватила весь мир. Число жертв «азиатского гриппа» точно неизвестно, по различным оценкам в результате эпидемии погибло 2-4 млн. человек. Вирус «азиатского гриппа» мутировал и в 1968-1969 годы вызвал эпидемию «гонконгского гриппа». Его жертвами стали от 750 тыс. до 2 млн. человек. В 2005 году началась эпидемия «птичьего гриппа», которую, к счастью, удалось сравнительно быстро локализовать, а в 2009-м году — «свиного» или «мексиканского» гриппа. Последний вирус тоже достаточно нетипичен: он наиболее опасен для людей моложе 50-ти лет — обычно в группы риска входят пожилые люди и дети.
Влияние эпидемий
История человечества неотделима от истории эпидемий. И ныне в мире постоянно свирепствуют несколько эпидемий — СПИДа, туберкулеза, малярии, гриппа и т.д. Современные историки считают, что подобные напасти оказывают колоссальное воздействие на человечество. В середине 1960-х годов появился термин «микробная унификация человечества» — феномен, который впервые был отмечен в 14 веке, когда по Евразии и Северной Африке прокатилась эпидемия чумы, названная «черной смертью».
Смысл «микробной унификации» заключается в том, что жизнь и здоровье всего человечества зависит от здоровья и жизни каждого человека. Появление новых болезней в любом уголке земного шара угрожает всем остальным людям. От эпидемий невозможно спрятаться. Кроме того, эпидемии имеют последствия, которые распространяются во многие иные сферы жизни человечества.
Уильям МакНейл, в книге «Власть, Инфекции и Народы», доказывает, что именно одна эпидемия позволила создать то человечество, которое мы знаем сегодня. Речь идет об эпидемии, судя по всему, чумы, поразившей армию Ассирии, осадившей Иерусалим в 701 году до н.э. Эпидемия заставила ассирийцев снять осаду и спасла население Иудеи от тотального уничтожения. В результате уцелел иудаизм, который впоследствии дал начало христианству и исламу. Именно эти религии и определили судьбы значительной части человечества.
Washington ProFile
ну так есть повод паники?