Проблема вакцинации волнует многих, у нее есть как и активные сторонники, так и ярые противники. Первые не устают повторять, что чуть ли не половина населения земного шара была на том свете, если бы в свое время не получила прививок. Вторые уверяют, что введение вакцин (живых или инактивированных) — серьезный удар по иммунной системе организма, который может обернуться не столько пользой, сколько вредом. В период, когда практически вся страна готовится к массовой вакцинации против свиного гриппа, споры вокруг необходимости прививок разгорелись с новой силой. Возможна ли вакцинация без осложнений? Специалисты уверяют: при современном уровне развития медицины и при условии, что человек ответственно относится к своему здоровью, прививаться можно практически всем. Главное — знать некоторые тонкости. В этих тонкостях решил разобраться обозреватель mk.ru.
Мало кто знает, что сама идея вакцинации родилась несколько сотен лет назад в древнем Китае и Индии. Наблюдая за людьми, которые выжили после оспы или чумы, врачи того времени делали выводы: их пациенты больше не заражаются этими болезнями. Иными словами, вирусы стали им “по барабану”, и такая стойкая невосприимчивость предохраняет их от развития перенесенных хворей в течение длительного времени. Чуть позже аналогичные выводы были сделаны и во время эпидемий чумы в средневековой Европе — выжившие и выздоровевшие больные больше не заражались. Тогда же появились первые оспенные вакцинации. Делали их примитивным образом: людям вводили небольшое количество жидкости из пузырьков на коже больных. Например, во время эпидемии оспы в XVIII веке в Англии Джордж Вашингтон приказал провести подобную вакцинацию в своей армии. У привитых чаще всего развивалась болезнь в легкой форме, однако бывали случаи тяжелых осложнений и даже смертей. А в конце XVIII врач с туманного Альбиона по фамилии Дженнер произвел настоящую революцию. Он заметил, что заражение коровьей оспой предохраняет от более страшной оспы — натуральной. Первую прививку жидкостью из пузырьков на руке доярки он сделал 8-летнему ребенку — и мальчик приобрел иммунитет к натуральной оспе. После этого иммунизация как средство борьбы с инфекционными заболеваниями приобрела массовый характер. И сегодня, по прошествии пары веков, оспу мы победили — уже больше 20 лет это заболевание не появлялось на земном шаре.
Нынче известно несколько десятков вакцин. Национальный календарь России включает 10 прививок, которыми детей должны прививать бесплатно. Идут разговоры о необходимости расширения этого календаря (в странах Европы и США календари примерно на треть длиннее). Врачи, которые считают иммунизацию необходимой, приводят такие примеры. Если бы в свое время люди не начали массовой вакцинации, сегодня в России каждый ребенок заболел бы оспой; каждый пятый — дифтерией, от которой умерли бы 20% заболевших. Раньше у нас регистрировалось порядка 1,5 миллиона случаев свинки ежегодно, сейчас — всего 1500. Корью раньше болели не менее миллиона человек в год, а в прошлом году во всей России было 27 больных, из которых — 4 ребенка. В целом у нас сейчас нет 10 болезней, которыми наши дети болели бы обязательно. Благодаря развитию иммунопрофилактики в России заболеваемость корью снизилась в 500 раз, эпидемическим паротитом в 150 раз, дифтерией — в 200 раз, коклюшем — в 40 раз, столбняком — в 50 раз. С 1997 года в стране не отмечено ни одного случая полиомиелита, вызванного диким вирусом. Но вместе с появлением вакцинации появились и ее противники. Еще в 1796 году в газете “Таймс” вышла статья: “прививки коровьей оспой приведут к вырождению рода человеческого в коров — у людей вырастут рога и вымя”. И за 200 лет противников вакцинопрофилактики не убавилось: сегодня против нее высказываются ученые, медики, биологи, иммунологи. Но аргументы в ход идут куда более научные, с которым поспорить сложно. Например, известно, что не всегда вакцинопрофилактика является для человека эффективной. А иногда может нанести ущерб здоровью.
Почему? Прежде всего потому что сегодня при вакцинации практически никогда не учитывают индивидуальные особенности иммунной системы конкретного человека, ее реакции на тот или иной чужеродный белок (антигенный препарат). Во-вторых, не всегда учитывается уровень активности иммунной системы. Она может находиться в состоянии т.н. иммуносупрессии (т.е. угнетения) или иммуноактивации (т.е. подъема активности). Почему это важно знать? Потому что без учета вышеупомянутых факторов вакцинация может не только не принести пользы, но и усугубить имеющиеся и породить новые проблемы. Хотя по существующим инструкциям перед прививкой пациенту должны померить температуру, посмотреть горло, послушать легкие, то есть исключить состояние болезни или даже предболезни, это выполняют не часто по ряду причин.
Иногда клинических проявлений еще нет, а человек уже “поймал” какой-то вирус. Делать в такое время вакцинацию крайне опасно: иммунная система уже активирована и работает в усиленном режиме. Дополнительная стимуляция путем введения новых антигенов (вакцины) может привести к ее перевозбуждению. И “временная” активация иммунной системы может превратиться в постоянную, что чревато развитием аутоиммунных заболеваний. Не стоит проводить вакцинацию людям и при выраженной иммуносупрессии. В лучшем случае иммунная система не сможет создать необходимый уровень напряженности иммунитета. То есть вакцина окажется попросту бесполезной. Но случай может оказаться и худшим: тогда искусственная стимуляция угнетенной иммунной системы может привести к неадекватному иммунному ответу, что запустит механизм развития различных атопических аллергических реакций.
Вот почему перед проведением вакцинации так необходимо провести исследование состояния иммунной системы. Это позволит оценить риск возникновения поствакцинальных осложнений и прогнозировать эффективность планируемой вакцинации у детей и взрослых. Что лежит в основе таких исследований? Тут нужно провести небольшой ликбез. Дело в том, что наша иммунная система не столько “борец” с вирусами и бактериями, сколько основной регулятор состояния организма. Она поддерживает баланс взаимоотношения органов и систем с помощью цитокинов — веществ, регулирующих межклеточные и межсистемные взаимодействия — и органоспецифических аутоантител, которые вырабатываются иммунной системой в помощь макрофагам (от греч. makros — большой и phagos — пожиратель) для “очистки” организма от отмерших, поврежденных клеток и других “вредных” субстанций. У здоровых людей уровень органоспецифических аутоантител постоянен.
Существуют строго определенные нормативы их содержания в крови. Длительное (более 3 недель) снижение или повышение уровня антител к определенному органу говорит уже о развитии болезни.
Кстати, клинические симптомы заболевания могут проявиться месяцы, а иногда и годы спустя, что объясняется высоким “запасом прочности” организма человека. По уровню содержания отдельных аутоантител в крови пациента можно определить не только, в каких органах поселилась болезнь, но и оценить всю активность иммунной системы.
Сегодня существуют специальные диагностические тест-системы, основанные на оценке изменений уровня различных аутоантител в крови пациента. Есть и такие, которые способны выявлять общую неспецифическую активацию или супрессию иммунной системы, риск поствакцинальных осложнений и давать прогноз эффективности планируемой вакцинации у детей и взрослых при подготовке к вакцинации. Люди, у которых уже есть какие-то патологии, могут пройти более детальные исследования, которые определят, все ли в порядке со специализированными клетками почек, печени, легких, сердца и других органов или в них уже происходят патологические процессы.
Ни для кого не секрет, что профилактика — залог здоровья. Поэтому, пройдя такое исследование, человек может узнать о болезни задолго до ее клинических проявлений и принять все меры к тому, чтобы ее предотвратить. А стало быть, обезопасить себя от возможных осложнений. Имея на руках данные таких анализов, можно прививаться без опасения развития серьезных осложнений. Так что проведенная с умом вакцинация защитит вас от неприятных заболеваний и не доставит при этом никаких хлопот.